- ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ
- (COMMODITY FETISHISM) Доктрина товарного фетишизма впервые была сформулирована К. Марксом. Товарный фетишизм — это процесс, в результате которого люди представляют свои социальные отношения так, словно последние являются вещами. Эта доктрина связана с предложенным Марксом ранее различением между производством чего-либо для своего собственного потребления и производством товара, то есть предмета, создаваемого исключительно для обмена (на деньги или другой товар). Поскольку производители не входят в контакт друг с другом до обмена произведенными ими продуктами, между ними не существует никаких социальных отношений за исключением собственно акта обмена этими предметами. Последние начинают подменять собой социальные отношения. В этом случае осмысление людьми социальных отношений, связанных с их работой, характеризуется фетишизмом: представления о физических продуктах труда и их обмене замещают и маскируют сами социальные отношения. Теория товарного фетишизма, а также связанное с ней понятие реификации широко использовались в качестве основания теорий идеологии и права, поскольку утверждалось, что многие формы сознания в капиталистических обществах являются фетишистскими. Они представляют как естественные и подобные вещам те явления, которые в действительности являются социальными конструкциями. См. также: Идеология; Марксистская социология. Лит.: Abercrombie (1980)
Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.